УПАКОВКА CD-ДИСКИ
3
Учебник

    СОДЕРЖАНИЕ

    Краткая история упаковки
    Принципы пакетирования
    Упаковка и окружающая среда
    Классификация упаковки
    Транспортная тара
    Унификация тары
    Классические виды упаковки
    Упаковочные материалы
    Основы проектирования картонных коробок
    Различные типы крышек
    Дизайн
    Стандартные формы раскроя коробок
    Стерильная упаковка
    Коробки с дном и крышкой
    Поддоны и лотки
    Рукава
    Папки, вкладки, обертки
    Сумки и пакеты
    Гофрированные ящики для групповой упаковки
    Коробки из микрогофрокартона
    Подставки и перегородки
    Необычные формы
    Торгово-выставочные подставки и лотки
    Устройство коробок
    Игрушки оригами
    Литература использованная при подготовке издания
    Знаки используемые на упаковке

     Все об упаковке - учебник и справочное пособие в первую очередь для разработчиков упаковки. Оно поможет вам определиться с терминами, понять принципы пакетирования и роль упаковки в жизни товара, оптимизировать процесс проектирования картонажной упаковки, сделав его увлекательной игрой с пространством.
     Издание будет полезно не только дизайнерам и полиграфистам, но и специалистам по рекламе и маркетингу, художникам, программистам и, конечно же, вашим детям.


Краткая история упаковки

Вначале было слово,
и слово было у Бога,
и слово было Бог:


     Это было самое упакованное слово природы. Без ведома и участия человека птицы расписывали свои яйца в маскировочные цвета, соответствующие окружающей их траве или камню. Цветы в свою очередь привлекали гостей диковинными ароматами и радужной авангардной палитрой. Семена и плоды диких растения в большинстве своем очень респектабельно относятся к проблеме сохранения функциональных свойств упакованного в них потомства. И до сих пор мы с удовольствием используем яблоки вместе с их внутренним содержанием и красочной "упаковкой" не задумываясь о функции и дизайне внешнего оформления. Недаром плод познания ассоциируется с библейским яблоком. Ведь до участия человека в формировании имиджа предметов, считалось что спелое яблоко - это в основном фрукт с приятным кисло-сладким вкусом, а не кучка железа с функциями вычислительной машины, и тем более не политическая партия.
     Упаковка, став делом рук человека, обрела сказочные темпы развития, чтобы удовлетворять требованиям коммерческого спроса. И хотя определенные виды упаковки всегда использовались для помещения в нее продукта или его защиты, в наше время дизайн и технология упаковки достигли небывалого уровня развития и не имеют аналогов в прошлом. В современном мире развитых транспортных и распределительных сетей и усложнившейся современной розничной торговли мы целиком зависим от качества упаковки, если хотим доставить товары целыми и сохраненными с места их производства, через точки розничной торговли, туда, где в них имеется потребность. Она (упаковка) зачастую воспринимается как нечто само собой разумеющееся, тем не менее упаковка может иметь функции передвижного рекламного плаката, защитной оболочки, информационного средства и даже явиться частью продукта, как в старые добрые времена.
     Назначение упаковки это, главным образом,- содержать в себе и защищать продукт на всем пути его распределения и продажи. Однако, сегодня это определение значительно расширилось и охватывает широкий диапазон функций и видов пользования. Частично это может объясняться требованиями современной системы розничной торговли и теми возможностями нашего образа жизни, который мы сами избираем.
     Возникновение упаковочного дела, каким мы знаем его сегодня, может быть прослежено вплоть до конца восемнадцатого столетия, когда промышленная революция вызвала громадные изменения в обрабатывающей промышленности. Если прежде большинство процессов основывалось на ручном труде и производстве мелких партий, введение комплексной механизации дало возможность производить значительно большее количество единиц продукта, используя для этого производственные линии. Это относилось не только собственно к товару, но также и к упаковке. Впервые пищу можно было поместить в герметичную и гигиеничную тару, т.е. в жестяные консервные банки. Широко использовались в качестве упаковки также картонные коробки, т.к. они были легки и на них хорошо наносилась печать, а готовые коробки, уложенные в плоские пачки, также экономили и место. В это же время широкое применение нашли и металлические коробки, явившиеся удачной альтернативой картону, особенно в торговле подверженными порче товарами, такими как бисквиты и кондитерские изделия, где требуется более высокий уровень защиты. К началу двадцатого столетия технология производства продвинулась достаточно далеко, чтобы обеспечить получение металлической тары почти любой конфигурации или формы. Это привело к новшествам в упаковочном деле, которые, включая компьютеризацию технологий производства и широкое применение пластиков, мы считаем сегодня само собой разумеющимися.
     Чтобы идти в ногу с технологией упаковочного дела, потребовалось разнообразить технику печатания, которое уже процветало в начале девятнадцатого столетия. Изображение торговой марки должно было наноситься на тару, независимо от того, из какого материала она была сделана. Стеклянные бутылки, глиняная посуда, металлические коробки или жестянки, картонные коробки или просто оберточная бумага - везде должна быть этикетка, наклейка или иной идентифицирующий знак. Это существенно важно, когда было необходимо придать особое значение и вызвать повышенный интерес к товару, который сам по себе "неэффектен". Яркая графика на коробке стерильного порошка в большей степени способна привлечь внимание покупателя, чем сам продукт. Возможность использования печати на упаковке обеспечивает выразительную идентификацию и гораздо больший уровень информации, чем сам продукт, содержащийся в этой упаковке. Это, в свою очередь, позволяет повысить уровень самообслуживания, снижая потребность в высококвалифицированном штате торгового предприятия. Взгляд в прошлое дает нам возможность оценить огромное преимущество этого явления, сравнивая сегодняшние супермаркеты розничной торговли с традиционными, с незамысловатым ассортиментом магазинами центральных улиц.
     Развитие цветной печати дало возможность художникам создавать имидж продукта, который зачастую отождествлялся с самим продуктом. В наши дни идентичность торговой марки может быть столь же важна, что и сам продукт и, по-видимому, может играть решающую роль в принятии потребителем решения о покупке. Многие из удачных имиджей, оформившиеся на заре этого процесса, не только не утратили своей силы, но во многих случаях явились основой для создания корпорациями официальной символики, с которой мы имеем дело и сегодня. Вся эта область искусства и дизайна в розничной торговле сформировала основы того, что мы ныне считаем и называем огромной и сложной индустрией рекламы. Конкуренция места на рынке и привлечение внимания покупателя в торговой точке никогда ранее не были столь агрессивны, и именно упаковка играет очень важную роль в доведении нужной идеи до потребителя.


Принципы пакетирования

     В зависимости от требований, предъявляемых инструкциями к упаковке основные положения, в смысле ее назначения, могут существенно различаться. Это можно отчетливо увидеть и понять, например, сравнивая по контрасту искусно оформленную в подарочной обложке коробку с шоколадом и скромную недорогую коробку с кукурузными хлопьями для завтрака. Обе упаковки в первую очередь предназначены для помещения в них продукта и его защиты, но резко различаются по внешнему виду, фактуре, (нанесенной) графике, форме, стоимости и конструкции. При проектировании упаковки должен соблюдаться следующий принцип: про отдельную упаковку нельзя говорить, что она "правильная" или "неправильная", но в каждом случае одна упаковка может в гораздо большей степени соответствовать своему назначению, чем другая. Дизайнер упаковки располагает большим диапазоном выбора вариантов. Один продукт ценен сам по себе и может быть изображен на упаковке или же видим сквозь нее, в то время как другой - упаковка должна скрывать. Зачастую очень важно не только защитить продукт, но и подчеркнуть его значимость и идентифицировать его.
     Не всякая упаковка рассчитана на то, чтобы ее видели в месте продажи. Часто возникает необходимость в дополнительной защите продукта и упаковки при перевозке и распределении, для чего используются различные виды (слои) упаковки, соответствующие определенным этапам распределительного процесса, но всегда главным их назначением остается защита.
     По существу, есть два основных типа упаковки: "первичная" и "вторичная". Первичная упаковка - та, что непосредственно закрывает продукт, а вторичная упаковка заключает в себе определенное количеств единиц продукции в первичной упаковке и используется обычно при перевозках. В зависимости от типа продукта и особых требований, связанных с распределением, может возникнуть необходимость в дополнительных (кроме указанных) уровнях упаковки - слоях третьей и четвертой степеней. Однако, обычно принято считать, что первичная упаковка это та, которую видят на магазинных полках, а вторичная - та, что используется при транспортировании и распределении продукции.
     Первичная упаковка выполняет важнейшую задачу идентификации продукта или торговой марки. Она должна содержать всю имеющую отношение к продукту или же необходимую информацию о нем. Необходимо, чтобы она была стандартной по всем измерениям с тем, чтобы соответствовать стандартизированным размерам (магазинных) полок и контейнеров. Также необходимо, чтобы на ней была нанесена четкая и точная графическая идентификация и изображение продукта. некоторых случаях упаковка конструируется так, чтобы помочь потребителю в пользовании продуктом, так, например форма емкости для напитков может быть чрезвычайно полезной при пользовании содержимым. В некоторых случаях она может оказаться единственным и самым важным средством в опознавании продукта, приобретая, таким образом, весьма важное значение для достижения успеха в рыночных условиях. И этим средством не обязательно должен быть графический дизайн - форма или конструкция упаковки зачастую создают яркий имидж продукта и легко ассоциируются именно с "тем самым" продуктом. Хорошим примером является плитка шоколада "Toblerone", которая мгновенно распознается по ее форме - длинной тубе-призме треугольного сечения и классическими обводами бутылки Coca-Cola.
     Вторичная упаковка служит для помещения в нее и защиты единиц первичной упаковки во время их транспортировки и распределения от места производства вплоть до места продажи. Хотя она также важна, как и первичная упаковка с точки зрения защиты, она редко играет роль в создании имиджа фирмы. В этом смысле от вторичной упаковки не требуется множества других функций первичной упаковки и требований к ней предъявляемых.


Классификация упаковки

Основными признаками, по которым классифицируют тару и упаковку, являются
  1. назначение;
  2. материал;
  3. состав;
  4. конструкция;
  5. технология производства.
  • По назначению тару и упаковку можно разделить на производственную, транспортную, потребительскую, специальную (консервирующую). Потребительская упаковка предназначается для продажи населению товара, являются частью товара и входит в его стоимость, а после реализации переходит в полную собственность потребителя, как правило, не предназначается для самостоятельного транспортирования и перевозится в транспортной упаковке. Потребительская упаковка имеет ограниченную массу, вместимость и размеры. В большинстве случаев ее суммарный периметр не должен превышать 600 мм. Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу и предназначена для перевозки, складирования и хранения продукции. Производственная тара предназначена для выполнения внутрицеховых, внутризаводских и межзаводских перевозок и накопления сырья, материалов, полуфабрикатов, заготовок, готовых изделий и отходов.

  • В зависимости от применяемого материала тару и упаковку подразделяют на стеклянную, деревянную, металлическую, полимерную, бумажную, картонную и т.д. Использование упаковочного материала в качестве одного из основных признаков классификации позволяет выбирать его, исходя из физичеcких, химических, гигиенических, биологических и других свойств продукции. Кроме того, полимерную тару можно идентифицировать по названию полимера, из которого она изготовлена, например: полиэтиленовая, полистирольная, полиэтилентерефталатная и т.д.

  • Упаковку классифицируют по составу (тара и вспомогательные упаковочные средства), по различным конструктивным признакам: форме, размерам.

  • В зависимости от технологии изготовления различают выдувную, литьевую, прессованную, термоформованную, сварную полимерные тару и упаковку.

         Мягкая упаковка позволяет надежно защитить продукцию от внешних воздействий, полностью автоматизировать процесс упаковывания. К мягкой потребительской упаковке относится упаковка, изготавливаемая из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов. При упаковывании, продукцию в пленочные или комбинированные материалы автоматы выполняют фасовку продукции, герметизацию упакованной продукции и укладку в транспортную тару.
         Упаковка выполненная на основе красочно оформленных полимерных пленок эстетична, имеет привлекательный внешний вид, содержит информацию о назначении продукции, способе ее использования. Пленочная упаковка имеет небольшую удельную массу и низкую цену, поэтому, как правило, предназначена для разового использования.
         Наиболее распространенной мягкой упаковкой является упаковка с корпусом в форме рукава, с дном различной конфигурации, цельным или со швом, с открытой горловиной, с клапанами или без них. Отличительные признаки различных пакетов - оформление дна, наличие боковых сгибов или складок. Как правило, форма и конструкция при упаковывании жидкой и сыпучей продукции определяется конструкцией агрегатов, на которых производится упаковывание продукции. Обычно вместимость пакетов не превышает 3000 см3. Закрываются пакеты различными затворами. Основной способ изготовления пакетов - сваривание, реже склеивание, сшивание скобами, зажимами и т.д. К этому же виду упаковки относится упаковка в термоусаживающиеся и сокращающиеся пленки. Для изготовления мягкой потребительской тары используются однослойные пленки из ПЭ, ПП, ПВХ.ПС и сополимеров стирола, пенополистирола, ПА, различные многослойные и комбинированные пленки.

         Жесткая полимерная упаковка. Основное ее назначение - обеспечить сохранность продукции в установленные НТД сроки, т.е. предохранять товары от деформации, разрушений, потерь. Поэтому упаковка должна обладать определенной механической прочностью и жесткостью, быть удобной в обращении и потреблении. К этому виду потребительской упаковка относится упаковка из листовых материалов, формуемая различными видами термо- и механоформования; экструзионно-выдувная, литьевая, прессованная. Потребительская тара из листовых материалов по экономичности, объему производства и потребления уступает только пленочной упаковке, превосходя её жесткостью и формоустойчивостью. Для этого вида тары используют рулонные материалы толщиной 0,25-1,0 мм и листы толщиной 0,5-2,0 мм. Тара из листовых материалов имеет простую конфигурацию. Это - кассеты, банки, стаканчики, коробки, ложки, коробки с ячейками, коробки-кассеты и т.д.

         Выдувная упаковка. По объемам производства занимает третье место. По разнообразию и функциональному назначению она удовлетворяет любым требованиям потребителей. Ее применяют для самых различных продуктов: жидких, сыпучих, пастообразных и твердых; газированных напитков, горюче-смазочных материалов, пищевых и химических продуктов, косметических фармацевтических товаров. Для ее изготовления применяют практически все виды термопластов.

         Литьевая и прессованная упаковка изготавливается литьем под давлением и прессованием с точным выполнением внешних поверхностей, внутренних полостей изделия. Однако ряд недостатков этих методов не позволяет производить упаковку с толщиной стенок менее 1 мм. Литьевая и прессованная упаковка значительно дороже упаковки, производимой другими способами. Прессование и литье под давлением применяют для изготовления жесткой упаковки для дорогостоящей продукции, а также отдельных элементов упаковки, требующих высокой точности выполнения (банки, коробки, пеналы, стаканчики).

         Упаковка из газонаполненных материалов. Для изготовления такой тары чаще всего применяют пенопласты с низкой плотностью (15-60 кг/м3), способные выдерживать значительные удельные нагрузки без остаточной деформации. Упаковку из пенопластов применяют преимущественно для защиты продукции от ударов, толчков, механических повреждений, температурных колебаний, от проникновения влаги, действия микроорганизмов, а также для уменьшения ее массы, повышения долговечности и снижения стоимости. Упаковка из газонаполненных материалов сохраняет форму и упругие свойства в широком диапазоне температур (от +75 до -60?С) благодаря низкой теплопроводности пенопластов (0,026 - 0,037 Вт/смхК), что обусловило их применение для термической изоляции. Упаковку из газонаполненных полимеров изготавливают методами литья под давлением, прессования, выдувного формования, беспрессового вспенивания, пневмо- и вакуумного формования. Упаковку выполняют в виде коробок, вкладышей, кювет, лотков, банок. При изготовлении тары и упаковки из газонаполненных материалов достигается значительная экономия материала (до 30-40%), соответственно уменьшается масса товара.

  • Комбинированная тара и упаковка включает комбинацию полимерных материалов с бумагой, картоном, фольгой. Эта упаковка обеспечивает высокую сохраняемость и высокие потребительские свойства упакованной продукции за счет сложения разнообразных качеств используемых материалов в одно целое. К этому виду упаковок относится упаковка типа ФЛОУ (flow) (нанесение расплава полимера непосредственно на упаковываемые изделия).

  • Упаковка типа СКИН (second skin) с использованием термоусадочных пленок (вторая кожа), когда на картонную подложку помещают изделие, обтянутое усадочной пленкой. Упаковку подвергают нагреванию, пленка усаживается и плотно облегает изделие. Отдельные виды продуктов упаковываются без подложки, например, мясо, овощи, фрукты, рыба, батарейки, галантерейные изде-лия и т.д. Дополнительно может быть применено вакуумирование.

  • Упаковка типа СТРЕЧ представляет двойную заготовку из листового материала (чаще всего картона), в которой вырезают окно, соответствующее по форме упаковываемому изделию. Изделие закрывают с двух сторон растягивающейся или термоусадочной пленкой на основе ПВХ, ПВДХ, СЭВ, а концы ее закрепляют скобами, клеем или сваркой между листами картона. Для плотного прилегания пленки полость с изделием нагревают и вакуумируют. Эту упаковку применяют для парфюмерных и косметических средств в пеналах, флаконах, тубах, различных галантерейных и хозяйственных товаров.

  • Упаковка типа ВИТЕЛЛО представляет собой термоформованный стакан, который вставлен в клеёный картонный цилиндр. Стакан изготавливается из листового УПС, ПВХ-Ж толщиной 0,5-1,2 мм. Крышка упаковки изготавливается из ПП,ПЭНП, ПЭВП методом литья под давлением. Такую упаковку используют для молочных продуктов, горчицы, пищевых приправ, товаров бытовой химии. Ее можно оформлять многоцветной печатью.

  • Упаковка типа БЛИСТЕР состоит из жесткой картонной подложки и футляра из прозрачного листового материала. Футляр может иметь форму правильного полушария (упаковка типа <блистер-бабл-пак>) или повторять по контуру упаковываемое изделие (упаковка типа <блистер-контур-пак>). Футляр изготовляют методами термоформования и прикрепляют к картонной подложке сваркой, скобами или с помощью клеев-расплавов. Для упаковки типа <блистер> применяют листовые и пленочные материалы на основе ПС, ПВХ-Ж, ацетатов, бутиратов и пропиатов целлюлозы, иономеров. Упаковку типа <блистер> применяют для лекарственных препаратов, хозяйственных товаров, канцелярских принадлежностей, галантерейных, парфюмерных и косметических товаров, сувениров, игрушек, инструмента и т.д.


    Основы проектирования картонных коробок

    КОРОБКА (box)


         Для получения коробки картонный лист должен пройти три стадии ее изготовления. По своим основным качества картон подразделяется приблизительно на шесть основных типов - от листов из низкосортной бумаги, изготовленной из бумажных отходов (макулатуры) до картона из отбеленной бумаги с двусторонним покрытием, полученной с использованием более сложных химических процессов.

         На первой стадии на лист картона тем или иным способом наносится цветная печать, чтобы получить необходимые надписи и художественное оформление, определяемое клиентом. Печать - не единственный способ нанесения графики на коробку; адекватными способами визуальной информации являются также наклейки и тиснение. Наклейки предпочтительнее использовать в тех случаях, когда качество листа не отвечает полиграфическим стандартам. Тиснение заключается в получении рельефного изображения рисунка матрицы на листе картона, помещенного между пуансоном и матрицей, и обычно используется для обозначения типа или класса.

         Вторая стадия изготовления - это вырубная штамповка, в результате чего получается требуемая контурная заготовка, основной элемент коробки на плоском листе. Штампом просекаются или бигуются также линии сгиба , а излишек материала идет в отходы.

         Далее, заготовка проходит третью заключительную стадию, на которой выполняются последние перед сборкой операции. Это может быть вырубка (вырезание) смотровых проемов (окон) в панелях, нанесение клея, лаковых и иных покрытий, слоев, предназначенных для защиты картонного листа от вредного воздействия среды, в которой планируется его использовать. Эта среда может быть какой угодно: сырой, горячей, холодной, влажной, сухой или же подверженной вредному воздействию газа, УФ лучей, или жидкостей, а также влиянию многих других факторов.

         Проектируя картонаж, дизайнер должен постоянно иметь в виду, что требования к упаковке, безусловно, определяют самую суть дизайна, его стиль и выбор материала. В отличие от упаковки в общем понимании, назначением картонажа не обязательно является зашита содержимого, что дает возможность большей свободы выбора дизайна и формы коробки. Однако же, дизайн упаковки, для удобства во время перевозки должен предусматривать возможность ее укладки плашмя или так, чтобы обеспечить ее защиту. Если упаковка выполняет защитную функцию, дизайнеру необходимо учитывать характер продукта и, отсюда - требования, предъявляемые к упаковке. Хрупкий ли этот продукт или это жидкость, твердый или газообразный? Будет ли она (упаковка) укладываться в штабели? Тяжелый ли это груз или легкий? Является ли упаковка в какой-то степени демонстрацией достоинств товара? Стоит ли полагаться на графику, как рекламу или же материал, цвет и фактура упаковки говорят сами за себя?

         Весьма вероятно, что характер продукта определяет и способ, каким заполняется упаковка, а это в свою очередь влияет и на сам дизайн. Если коробка заполняется вручную (что большей частью имеет место с блюдами быстрого приготовления), сборка ее должна быть простой и легкой. Если это механизированный способ заполнения, дизайнеру необходимо понимать сущность процесса и пределы его возможностей. Требуется ли заклеивать коробку или в ней предусмотрено запорное устройство (замок)? С какой скоростью изготавливаются и заполняются коробки? Заполняются ли они в специальном помещении?

         Опытный дизайнер скорее всего знает преимущества и недостатки одной конструкции в сравнении с другой и поэтому очень быстро придет к правильному решению (при выборе варианта дизайна). Правда, следует заметить, что для огромного большинства продуктов подходят однотипные, схожие решения. Проверенные и испытанные варианты их выбора (для конкретного дизайна), оформленные как официальные коды, приводятся в соответствующих справочниках, таких как Код FEFCO для конструкций из гофрированных материалов и брошюра ЕСМА (Европейская Ассоциация Производителей Картонажа) для дизайнеров картонной упаковки. Несмотря на то, что существует почти полностью стандартизированный свод типовых конструкций, в дизайн отдельного упаковочного изделия (коробки) могут вноситься различные изменения, чтобы приспособить его к конкретным целям упаковки. Часто это незначительные изменения в способе закрывания, в основании коробки или в способе сборки - на клею или заправкой складывающихся боковин. Варианты последнего приводятся в следующей главе настоящего издания, однако они лишь указывают на то, что может выбрать дизайнер.

         В перечне упаковочных изделий из фибрового картона нельзя обойти вниманием и коробки с гофром. Гофрированная коробка зачастую используется как вторичная упаковка, т.к. по защитным свойствам она превосходит картонный лист. Гофрированный лист состоит из слоя прокладочной бумаги закрепленной на гофрированном слое для усиления защиты и повышения жесткости. Число гофрированных слоев зависит от степени необходимой защиты упакованного продукта. Прочность гофрированного листа такова, что в настоящее время в некоторых случаях многослойный гофрированный картон используется при перевозках вместо деревянных грузовых поддонов.


    Различные типы крышек

         Существуют пять общепринятых типов замковых устройств для картонных коробок. Изложенные ниже способы могут быть использованы для достижения определенных целей, например, для фиксирования фактов хищения содержимого, для удобства ручного заполнения упаковки или с использованием линий сборки. Замковое устройство является важной частью коробки, т.к. очень часто оно обеспечивает или увеличивает жесткость упаковки и в то же время служит временным барьером между продуктом и внешней средой.

    Коробки с заправкой торцов

         Элементы замкового устройства устанавливаются (заправляются) на место, не требуя склеивания; такие устройства могут открываться и закрываться неоднократно или же используются разово, в зависимости от различных типов заделки замков, таких как ножевого (со скосами или прямого), щелевого и лепесткового (на лапке).

    1. Стандартная коробка с заделочным (вставным) клапаном
    2. Коробка с щелевым вставным замком. Обеспечивает более надежную заделку
    3. Лепестковый замок [Замок на лапке]. Обеспечивает дополнительную защиту от открывания крышки от сил (усилий), направленных изнутри коробки. Прорези в лапке обеспечивают определенную защиту от хищений
    4. Почтовый замок. Обеспечивает достаточный уровень надежности, поскольку при открывании концы лепестков изгибаются, тем самым свидетельствуя, что имелся доступ к содержимому. Поскольку лепестки при этом сразу не отрываются (не разрываются), замочное устройство может быть вновь использовано с определенными ограничениями. Вариантом этого типа является ножевой замок, снабженный стреловидным лепестковым замком, который разрывается при открытии коробки. Его нельзя использовать вторично, зато он является отличным предупреждением хищений.
    Торцы из шпона или на клее

         Этот тип заделки используется большей частью для коробок, предназначенных для перевозки, поскольку в условиях конкурентного рынка он дает наибольшую экономию картонного листа при значительном усилении конструкции засчёт склеивания материала. Снижается и количество отходов, уборка которых является дорогим и трудоемким процессом.

         Клапаны склеиваются клеем или лентой, обычно на поточной линии с использованием автоматов.

    1. Шпоновая заделка с торцами, проклеенными полосой (A, B)
    2. Шпон с заделкой внахлест (частично). Декоративный замок на лапке (C).
    Коробки с заделкой торцов и складными стенками


         Этот тип коробок используется, когда требуется быстрая сборка. Они предварительно проклеиваются и складываются, приобретая плоскую форму. Чтобы собрать коробку, необходимо ее раскрыть - стенки встают на место и фиксируются, как только все стороны сомкнутся.



         На верхнем и нижнем чертежах показано, как при такой заделке наносится клей на удлиненные (широкие) стенки (с внешней стороны) и на клапаны боковых (коротких) стенок. Донышко встанет на место как только стенки коробки будут сдвинуты и замкнутся под воздействием сил трения между гранями картона.


    Дизайн

         Несмотря на имеющийся обширный перечень стандартизованных типовых конструкций, в условиях постоянно насыщаемого рынка остается обширное поле деятельности для творчества и подлинного новаторства в области создания дизайна. Искусно выполненные, зачастую простые формы дизайна упаковки, могут стать победителями на рынке, давая клиенту огромное преимущество перед конкурентами, что неизмеримо важнее ограниченного, временного успеха достигаемого прямой рекламой и маркетинговыми слоганами. Удачный дизайн упаковки может способствовать формированию в глазах общественности имиджа компании, передающего идею высокого класса и качества к вяшей зависти конкурентов. Об этом свидетельствуют бесчисленные и неизменно безуспешные попытки плагиата и убогих имитаций со стороны конкурентов, стремящихся приобщиться к успеху хорошего дизайна. Если дизайнер хорошо понимает, насколько удачна его конструкция, компании обязательно следует позаботиться об оформлении авторского права и патентной защиты, дабы плоды их упорной работы и мастерства не достались другим.

         Принцип отбора типов конструкций картонной упаковки, представленных в этой книге таков, чтобы дать возможность читателю проявить его творческое мастерство и технические знания так, чтобы используя возможность широкого выбора форм, найти ту, которая будет наилучшим образом соответствовать нуждам и требованиям компании.

         Прилагаемый к книге компакт-диск заключает в себе необходимую информацию по представленным здесь образцам, с тем чтобы его можно было загрузить в любую компьютерную программу для редактирования графики (Adobe Illustrator, Photoshop, CorelDraw, FreeHand:), и, таким образом получить требуемую конструкцию упаковки или же адаптировать выбранный дизайн, применительно к вашим условиям.

         Данные, хранящиеся на диске, могут быть использованы для внесения изменений габаритных размеров, для получения пробного образца на плоттере и образца штампа окончательно выбранной конструкции упаковки, - все в считанные минуты.

         Эта книга ставит своей целью вдохновить и стимулировать дизайнера и производителя в их работе и быть катализатором в создании и производстве захватывающих новаторских конструктивных форм упаковки. Диапазон представленных образцов ни в коей мере нельзя считать всеобъемлющим, он лишь демонстрирует - чего можно достичь или из чего можно исходить в поиске решений, исходя из возможностей широкой сферы использования картонной упаковки.

         Поскольку промышленность предъявляет серьезные требования к проектировщику, тем самым существенно ограничивая и сужая рамки процесса создания оригинальной упаковки, задача дизайнера - продолжать поиск творческих, смелых решений, побуждая промышленность постоянно расширять границы производственной сферы, и тем самым содействуя претворению в жизнь уже достигнутых успешных решений в дизайне. Мы не достигли бы того уровня, на котором находимся сегодня, если бы дизайнеры и производственники отказались бы от попыток расширить границы возможного. Однако все решения, принятые в процессе создания упаковки должны соотноситься с их влиянием на окружающую среду. Другого пути быть не может.

         Успех дизайна сегодня во многом зависит от снижения количества отходов и от повышения эффективности упаковки путем затраты меньшего количества материала, что безусловно является ключевой задачей дизайнера завтрашнего дня. Хорошо знающий материалы, печатное дело и производство дизайнер упаковки может во всеоружии приступить к решению проблем, оказывающих все возрастающее давление на упаковочную индустрию.

    Все упомянутые в данном издании товарные знаки и зарегистрированные товарные знаки принадлежат своим законным владельцам.
    ® Сокольников Юрий, 2001©
    ® Издательский дом ТИГРА, 2001©


    Структура директорий CD-диска «Упаковка»